ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ
Франко - Условия поставки и оплаты товара, от которых зависит учет в ценах затрат на транспортные, погрузо-разгрузочные работы, страхование. В зависимости от вида ФРАНКО (франко-вагон, франко-станция отправления или назначения, франко-склад поставщика и т.д.) в цену товара включаются расходы по доставке товара до соответствующего места и по страхованию товара. Это фиксируется в договоре. Наиболее распространенными видами ФРАНКО в международной торговле являются CIF, FAS, FOB;
DOOR (доставка от/до двери) – условие перевозки при отправлении/прибытии означающее, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/полчателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя;
ALL IN (All Inclusive, «все включено») – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахте на условиях LILO, то это означает, что в ставку, помимо фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы – BAF, CAF и т. д.;
TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) - единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера. 1х40-футовый контейнер = 2TEU. Для 40-футового контейнера ставки, данные за TEU, необходимо умножить на 2.
Мультимодальные перевозки – это смешанные перевозки одного и того же груза, различными видами транспорта. Сочетание морских, воздушных и наземных транспортных средств, позволяет гибко использовать маршруты перевозки, чтобы доставить Ваш груз в любую точку назначения «от двери до двери».
Carrier - Лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, на основании заключенного с отправителем договора.
Bill of Lading, B/L (коносамент) – накладная на перевозку груза (выпускается только морской линией или лицензированным NVOCC морским перевозчиком). В коносаменте указываются получателя и отправителя, данные о грузе и номер контейнера. Может составляться: на предъявителя, на имя получателя (именной), по приказу отправителя или получателя (ордерный).
Booking - бронирование всей или части грузовместимости судна (места на судне) для перевозки груза.
Shipper – отправитель груза
Consignee – получатель груза
Notify party – сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза (по коносаменту). Чаще всего это экспедитор или представитель получателя в порту
Freight (фрахт) – перевозка груза;
Loading – погрузка;
Discharging – выгрузка;
Feeder (фидер) – морской перевозчик, осуществляющий перевозку грузов (контейнеров) на судах небольшого водоизмещения, на короткие расстояния между портами, как правило одного бассейна или доставку контейнеров от/до порта погрузки на океанское судно;
NVOCC (Non-Vessel Operating Common Carrier) – морской перевозчик, выдающий коносамент на перевозку товаров судами, которыми он не владеет и не управляет, одновременно поддерживающий отношения с оператором;
Precarriage – доставка груза от места его получения до места погрузки перевозчиком на основное средство транспортировки
FCL (Full Container Load) – означает, что загрузка контейнера для одного получателя
LCL (Less Container Load) – означает, что загрузка контейнера для разных получателей, сборный груз
FTL (Full Truck Load) – означает, что загрузка автомобиля для одного получателя
LTL (Less Truck Load) – означает, что загрузка автомобиля для разных получателей, сборный груз
OOG (Out of Gauge) – перевозка негабаритных грузов
Условия ставки:
CY (Container Yard, контейнерный терминал) – может находится вблизи порта или непосредственно на территории его.
FI (Free In, свободно от погрузки) – фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно;
FO (Free Out, свободно от выгрузки) или OS (Out Shipper, выгрузка отправителем) – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна;
LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта;
LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) – означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнером терминале включены в ставку фрахта;
УСЛОВИЯ СТАВКИ ВСЕГДА СОСТОЯТ ИЗ 2 ЧАСТЕЙ – ИНФОРМАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ОТПРАВЛЕНИЯ И ПРИБЫТИЯ.
Для примера:
FIOS (Free in / out) – погрузка и выгрузка за счет отправителя;
FILO (Free in / Liner out) – погр. за счет отправителя / выгр. за счет линии;
LIFO (Liner in / Free out) – погр. за счет линии / выгр. за счет отправителя;
LILO (Liner in / Liner out) – погр./выгр. за счет линии – полные линейные условия.
CYLI (Container yard / liner in) – в ставку включены расходы по перевозки от порта погрузки до контейнерного терминала назначения, включают терминальные расходы в порту отправления, выгрузка на терминале производится силами заказчика
Сборы к базовой ставке фрахта (оплачиваются линии в счет фрахта):
BAF (Bunker Adjustment Factor, бункерная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);
CAF (Currency Adjustment Factor, валютная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта;
IMO Surcharge - надбавка за опасный груз;
ISPS (International Security Port Surcharge) или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность;
GRI (General Rate Increase) – плановое повышение базовой ставки с определенной даты (сезонное повышение);
THC (Terminal Handling Charges, терминальная обработка груза) – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC – origin THC), или получатель, если это порт назначения (dTHC – destination THC);
HLC (Heavy Lift Charge) – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении);
PCS (Port Congestion Surcharge) – надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта;
PSS (Peak Season Surcharge) – надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»);
WarRisk (военные риски) - взимается в портах, находящихся в зоне военных действий;
WinterSurcharge (зимняя надбавка) - взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.
Дополнительные условия и сборы
Дополнительные условия и сборы оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов.
Demurrage – оплата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнерного оборудования на протяжении времени с момента выгрузки контейнера с судна по момент вывоза его с грузом с территории порта. Выплачивается владельцу контейнера, как правило, судоходной линии.
Detention – плата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнера с момента вывоза его с грузом с территории порта по момент возврата порожнего контейнера в порт или на терминал.
Период использования контейнера может быть разделен на Demurrage и Detention. Тогда Demurrage штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.
AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) – сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.
Дополнительные сборы порта оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий.
Storage – ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).
Выставление на досмотр – ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.
Дополнительные операции – ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.